Понедельник, 13 Мая 2024
  • Добро пожаловать на официальный сайт
    МБУДО «Отрадненская детская школа искусств»

  • На нашем сайте вы найдете полезную информацию о работе учреждения,
    документы, положения, договоры, бланки

  • А также конкурсы, выступления, музыкальные новости, фото,
    видео, информацию о руководстве, правила приема

  • Наш адрес: Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Отрадное,
    ул. Комсомольская, д.5. Тел.: 8 (81362) 40-625

  • Желаем приятного просмотра и
    хорошего настроения !

40-летний юбилей "Детской школы искусств" г. Отрадное

5 марта в киноконцертном зале КЦ «Фортуна» прошел большой концерт, посвященный 40-летию Детской школы искусств города Отрадное. Эмоций и аплодисментов было море! Впечатления остались надолго и самые яркие… Волнуясь, следили за происходящим на сцене родители детей, преподаватели, среди них – и директор школы Ольга Владимировна Маринич. С Ольгой Владимировной мы встретились за несколько дней до этого яркого события… Разговор наш был долгий, интересный, насыщенный и не только о юбилее…

Как все начиналось

- С 1965 года в г. Отрадное в помещении клуба Ленинградского мачто-пропиточного завода были открыты классы фортепиано и баяна при Ленинградском хоровом обществе. С 1968 года эти классы стали филиалом Кировской детской музыкальной школы. В те годы этим филиалом руководил Исаев Владимир Владимирович. С сентября 1974 года филиал стал самостоятельной образовательным учреждением - Отрадненской детской музыкальной школой. Первый директор школы, - Чижевский Валерий Петрович, выпускник Ленинградской консерватории по классу баяна, - руководил школой только один год. В здании, в котором музыкальная школа начинала работу, в свое время располагалась общеобразовательная школа, затем - вечерняя школа рабочей молодежи. Для музыкальной школы в здании было выделено 7 кабинетов на 1-м этаже, один из которых был кабинетом директора. Все остальные помещения занимала вечерняя школа. В отдельные дни недели руководство вечерней школы разрешало музыкантам проводить занятия в 2-х кабинетах 2-го этажа. Со временем вечерняя школа была переведена в г. Кировск, и все здание передали музыкальной школе.

С сентября 1975 года школу возглавила Зарубина Белла Викторовна. Под ее руководством в течение 10 лет музыкальная школа была одним из главных «очагов» культуры как в г. Отрадное, так и в Кировском районе, в целом. Коллектив школы был молодой, творческий, большинство преподавателей жили в Ленинграде, а работали в Отрадном. Преподаватели школы вместе с учащимися часто выступали не только в Отрадном, но выезжали с концертами в Кировск, Сосновый Бор, другие города Ленинградской области. Сама Белла Викторовна Зарубина также активно концертировала - выступала как вокалистка. Школа была очень востребована в городе, всегда был конкурсный отбор детей при поступлении на фортепиано, скрипку, баян, балалайку, домру, гитару, духовые инструменты. Контингент учащихся увеличивался с каждым годом. Выпускники школы продолжали образование в Ленинградских музыкальных училищах. С 1985 года в школе произошла смена руководства. В течение последующих 10 лет школой руководили Казарина Евгения Аркадьевна, Максимова Таисия Николаевна, Марков Владимир Алексеевич, Пятышев Лев Николаевич. Каждый из них внес свой весомый вклад в становление школы и развитие музыкального образования в г. Отрадное.

Я была принята на работу в Отрадненскую детскую музыкальную школу в должности преподавателя класса скрипки в 1987 году, когда школе уже было 13 лет. В конце 1995 года меня назначили на должность директора, т.к. предыдущий директор уволился по собственному желанию. В 1999 году решением муниципального собрания Кировского муниципального района Ленинградской области Отрадненская детская музыкальная школа была объединена с Отрадненской художественной школой (открыта в 1979 г.) и Павловской детской музыкальной школой (открыта в 1992 г.) в единое образовательное учреждение, которое получило название «Детская школа искусств» г. Отрадное, и я была переведена на должность директор вновь образованной школы.Каждая из объединяемых школ имела свои традиции, сложившиеся педагогические коллективы, достижения. Общая проблема была в слабой материально-технической базе каждой школы, и разрушающихся зданиях. Поэтому мне как директору, помимо решения образовательных и творческих задач, приходилось быть, как принято говорить, «хорошим хозяйственником», чтобы создавать приемлемые условия и учащимся, и работникам для ведения образовательного процесса. В первые годы моей работы большую помощь в приведении в порядок 2-х зданий школы оказали не только районные власти, в чьем подчинении всегда находилась школа, но и администрация города Отрадное и предприятия города: «Судостроительный завод «Пелла», «Невский завод «Электрощит», «Ленинградский мачтопропиточный завод». Постепенно жизнь налаживалась. Школа разрасталась, увеличивалось количество преподавателей, а значит, и учащихся, росло количество образовательных программ… Благодаря объединению музыкантов и художников в одну школу у детей города появилась возможность, при желании, заниматься сразу на двух отделениях – художественном и музыкальном.

Наша гордость  - преподаватели

Говоря о Детской школе искусств, нельзя не отметить главного – преподаватели работают у нас по многу лет, немало тех, кто отдал школе по 20 и более лет. Среди «старожилов» назову, в первую очередь, Жегулина Сергея Николаевича, преподавателя класса баяна-аккордеона. В 2015 году исполнится 40 лет, как он связал свою жизнь с музыкальной школой в городе Отрадное… У него много выпускников, которые стали профессиональными музыкантами благодаря его крепкой, по-настоящему высокопрофессиональной подготовке. Выпускники Сергея Николаевича работают в оркестрах, концертируют, выезжают на зарубежные гастроли. Есть у Сергея Николаевича и два выпускника, которые после окончания музыкального училища продолжили обучение в консерватории, а затем в аспирантуре. Один из них - Левшин Владимир Александрович (выпуск 1985 г.), который в настоящее время является преподавателем класса аккордеона в нашей школе. После окончания Ленинградского музыкального училища им. Мусоргского он окончил Петрозаводскую консерваторию, а затем - аспирантуру Санкт-Петербургского университета культуры и искусства. В настоящее время Левшин В.А. является членом Союза концертных деятелей России.

Второй из наиболее успешных выпускников Жегулина С.Н. - Кузьминов Андрей (выпуск 2000 г.). Этот молодой человек поступил в музыкальное училище им. Мусоргского, затем - в Санкт-Петербургскую консерваторию. А в этом году он успешно завершил обучение в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории. В настоящее время Кузьминов Андрей работает концертмейстером в музыкальном училище им. Мусоргского, играет в нескольких петербургских оркестрах народных инструментов.… Мы им очень гордимся!

С 1978 года (почти 36 лет) работает в школе Быкова Татьяна Викторовна, преподаватель класса фортепиано. Это очень ответственный, целеустремленный человек… Татьяна Викторовна умеет мотивировать своих учеников, поэтому многие из них успешно выступают на международных, всероссийских, областных конкурсах и фестивалях. Несколько ее учеников в разные годы за победы на конкурсах, активную концертную деятельность становились стипендиатами Комитета по культуре Ленинградской области. Замечу, что звание стипендиата дорогого стоит, ведь каждый учебный год примерно 30 стипендий распределяется на все областные детские школы искусств, а также областной колледж культуры и искусства… Иными словами, претендентов очень много! Комиссия Комитета по культуре очень скрупулёзно, если не сказать, придирчиво подходит к каждой кандидатуре на звание стипендиата, и, тем не менее, наша школа за последние семь лет каждый год имела 2-3 стипендиата (более 3-х на одну школу не устанавливается!) из 6-9 стипендий на район. Так вот, у Татьяны Викторовны на протяжении последних лет среди ее учеников постоянно есть стипендиаты. Несколько лет Татьяна Викторовна занималась организацией концертной деятельностью школы, была председателем профкома, в общем, это человек с активной жизненной позицией…

Мы - вместе

В настоящее время в школе обучается более 430 учащихся на музыкальном и художественном отделениях в г. Отрадное, а также в двух структурных подразделениях нашей школы - в поселке Павлово и поселке Мга. В поселке Павлово от нашей школы работает один преподаватель по классу фортепиано, а в поселке Мга - два преподавателя класса фортепиано и один преподаватель по сольфеджио, хору и вокалу. Художественная школа, как я уже говорила, открыла свои двери в 1979 году в доме № 3 по улице Центральной, там художественное отделение теперь уже школы искусств находится и по сей день. Все эти годы художественное отделение работает достаточно успешно. Юные художники постоянно участвуют в различных выставках, конкурсах. Многие выпускники школы профессионально связали свою жизнь с изобразительным искусством в самых разных его проявлениях, как, например, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, ювелирное дело и т.д.

До объединения трех школ директором художественной школы была Столярова Валентина Ивановна, которая затем много лет успешно возглавляла художественное отделение школы искусств. В настоящее время Валентина Ивановна продолжает работать преподавателем, а руководит отделением Рец Антонина Федоровна. Антонина Фёдоровна является членом Международного творческого объединения «OST-WEST Brucke» («Мост Восток-Запад»). Её работы неоднократно выставлялись на районных, областных, зарубежных выставках. Она имеет персональные выставки как в Санкт-Петербурге, так и за рубежом (в Германии). Думаю, нам удается находить разумный баланс интересов между музыкальным и художественным отделениями школы. Для меня как директора главное – чтобы все было хорошо и у «музыкантов», и у «художников». Конечно, всегда есть и будут какие-то материальные, которые необходимо своевременно решать. Тем не менее, благодаря администрации и Совета депутатов Кировского района, при содействии Отрадненской городской администрации и Совета депутатов г. Отрадное, а также помощи родителей наших учащихся нам удается приобретать музыкальные инструменты, современное оборудование, капитально ремонтировать здания и, в целом, создавать достаточно комфортные условия и для работы педагогов, и для обучения наших учеников. Что касается решения творческих и образовательных задач, стоящих перед школой искусств, считаю, что наш педагогический коллектив показывает хорошие результаты работы: наши скрипачи, пианисты, домристы, баянисты, флейтисты, саксофонисты, художники хорошо известны в Ленинградской области благодаря успешному участию в международных, всероссийских, региональных, областных, районных конкурсах, активной концертной и выставочной деятельности.

Думаю, нам удается находить разумный баланс интересов между музыкальным и художественным отделениями школы. Хотя, конечно, мы все живые люди… Но, думаю, что нет повода для каких-то обид, потому что для меня как директора главное – чтобы все было хорошо и у «музыкантов», и у «художников». С каждым годом все-таки жизнь и ее материальная сторона налаживаются, но никогда не бывает, да, думаю, и не будет, что все, что мы захотим, сразу можно реализовать… Тем не менее общими усилиями, благодаря администрации района, нашим деловым контактам и спонсорской помощи, помощи родителей нам удается создавать комфортные условия и для работы педагогов, и для учебы… Здесь и музыкальные инструменты, и учебные пособия для художественного отделения.

Ни на одном ребенке нельзя ставить крест

– Ольга Владимировна, сегодня немало родителей, приводящих свое чадо в «музыкалку», ну, скажем так, престижа ради, вот, мол, мой/моя постигает… Хорошо, пусть так! Но ведь не исключено, что ребенка зря заставляют гаммы играть… Через какое-то время оказывается, что у него на месте музыкальных способностей – пусто. Или я не прав?

– Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что научить каждого ребенка играть, например, на скрипке нельзя, но дать что-то, что останется в его душе и сердце на долгие годы - возможно… Я где-то читала, что каждого ребенка необходимо хотя бы два года учить музыке или изобразительному искусству, чтобы он имел возможность «прикоснуться» к тому, что называется ИСКУССТВОМ. За этот период в его внутреннем мире могут произойти какие-то «необратимые» изменения, которые позволят ему взглянуть на жизнь другими глазами и помогут постичь какие-то духовные ценности, а не только материальные… Ну, а что касается понятий «способный» или «не способный» ребенок – это вопрос очень сложный. Скажем, привели ребенка на вступительное прослушивание в школу искусств: он чисто спел песенку, обнаружил хорошее чувство ритма, хорошую память… Смотрим, какие у него ручки, какие пальчики, ведь кроме музыкальных способностей имеют значение и физиологические особенности ребенка. Скажем, родители хотят учить ребенка игре не баяне, а он - ребенок щупленький, ручки слабенькие… Ну, чисто физически он с инструментом не справится! Приходится предлагать другие варианты, которые устроят и ребенка, и родителей, и преподавателей… Хочу заметить, что занятие музыкой – интеллектуальный процесс. Справится ли с ними тот или иной ребенок - никогда нельзя сказать наверняка! Бывает, что ребенок с самого начало хорошо себя проявил, а потом что-то пошло не так… Встречаются и откровенные лентяи, и, скажем так, не очень умненькие детки. А бывают и такие, кто лишь спустя время заявляют о себе в полный голос, хотя первые шаги у него были «ну, никакие»! У меня, кстати, была такая девочка, которая при поступлении в школу никак себя не проявила, а, в результате, прекрасно окончила музыкальную школу по классу скрипки, получив на выпускном экзамене «5+» за исполнение очень сложной программы! В общем, скажу так: ни на одном ребенке нельзя ставить крест! Он ведь может раскрыться через год-два, а может – через несколько лет… Хотя бывает и наоборот, конечно. Прекрасно, когда у родителей есть возможность 5-летнего ребенка привести к нам в школу в подготовительные группы и на музыкальное, и на художественное отделения. Тогда к 1-му классу и родителям, и преподавателям легче сделать какие-то предварительные выводы по поводу того, где ребенок сможет более успешно проявить себя.

Новые лица

– Есть такое понятие – смена поколений. В случае со школой искусств – это приход молодых педагогов после окончания музыкальных училищ, консерватории. Этот процесс в ДШИ идет?

– В целом, у нас ситуация мало чем отличается от общеобразовательных школ: молодые специалисты не слишком стремятся на педагогическую работу по всем понятным материальным соображениям. Сейчас у нас работают шестеро преподавателей до 30 лет, из них четверо - бывшие выпускники нашей школы. На художественном отделении работают Глок Наталия Ивановна (выпуск 1999 г.) и Бурушкова Ксения Александровна (выпуск 2002 г.). Глок Наталья Ивановна - очень интересный человек: она окончила художественный лицей им. Иогансона, потом поступила и закончила… гидрометеорологический университет, а затем и аспирантуру, при этом она продолжает успешно работать в нашей школе! На музыкальном отделении из бывших выпускников хочется особо отметить концертмейстера, преподавателя класса фортепиано Никитину (Шихмареву) Ольгу Александровну (выпуск 1998 г.), которая стала одним из лучших концертмейстеров нашей школы! Говоря в общем, отмечу, что 20 процентов преподавателей нашей школы - молодые люди до 30 лет. Это неплохо, но, конечно, мы ждем, что к нам будут приходить новые молодые преподаватели и, в том числе, наши бывшие выпускники. Ну, а вообще, конечно, коллектив у нас немаленький – 31 преподаватель плюс технический персонал, всего 47 человек. Два здания в Отрадном, структурные подразделения во Мге и Павлово… Забот у директор хватает! Но при этом надо отметить, что у меня очень хорошие заместители, вместе с которыми мы решаем все административные задачи. Это Старикова Наталия Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, и Ененкова Светлана Юрьевна, заместитель директора по административно-хозяйственной части.

Было очень трудно!

– В свое время много было разговоров о смене директора школы, о том, как Вы энергично взялись за приведение здания школы в божеский вид… Вспомните о том времени…

– Я вспоминаю начало моей работы директором музыкальной школы в самом конце 1995 года... Сказать, что было трудно – это почти ничего не сказать. Один из бывших директоров говорил о здании музыкальной школы: ткни пальцем в стену – она развалится… Коллектив настолько устал он всей этой разрухи, что летом 1996 года мы все вместе взялись за приведение здания в порядок. Сами белили потолки, клеили обои, красили полы и т.д.… Я бегала по предприятиям, встречалась с руководителями – просила нам хоть чем-то помочь. Помогали - чем могли… Благодаря районной администрации каждый год у нас пусть в небольшом объеме, но проводились какие-то капитальные ремонты. После объединения школ с 1999 г. пришлось заниматься «перманентным» ремонтом уже двух зданий. Сегодня, конечно, немного легче, но ремонтные работы приходится проводить каждый год, ведь оба здания старые – 1954-1955 годов постройки. При этом нельзя не отметить, что условия для ведения образовательного процесса сейчас достаточно комфортные, хотя нет предела совершенствованию… Прошлым летом нам очень помогли депутаты Законодательного собрания Ленинградской области Алексей Брониславович Белоус и Иван Филиппович Хабаров. На выделенные средства из их депутатского фонда вокруг здания музыкального отделения была установлена ограда и закуплены музыкальные инструменты.

Успехи наших воспитанников очевидны

– Хорошо известны успехи учеников школы на различных конкурсах, в общем, есть поводы для гордости…

 

– Надо сказать, педагоги нашей школы очень активно готовят лучших учащихся для участия в международных, всероссийских, региональных, областных, районных конкурсах, фестивалях, выставках. Сразу замечу, что для нас одними из самых серьезных являются областные конкурсы. Они проводятся в Санкт-Петербурге в музыкальных училищах имени М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова, есть также областные конкурсы в Гатчине, Тихвине, Выборге, Волосово, Лодейном Поле. На эти конкурсы обычно привозят самых лучших учеников из школ искусств Ленинградской области! Конкурсы - это еще и смотр работы педагогов, это – лицо школы! Так вот, на этих конкурсах наша школа всегда показывает себя с самой хорошей стороны. С каждого конкурса наши ученики привозят дипломы лауреатов и дипломантов. Очень серьезно мы относимся к концертно-просветительской деятельности. В школе с 1996 года ежемесячно проводятся концерты в рамках «Филармонии школьника ДШИ г. Отрадное». В этих концертах принимают участие профессиональные музыканты, студенты-музыканты, ученики и преподаватели нашей школы.

Ну, а то, что в Детской школе искусств г. Отрадное немало талантливых учеников, в этом смогли убедиться на юбилейном концерте 5 апреля в большом зале КЦ «Фортуна» все, кто слушал выступления и нынешних воспитанников, и выпускников прошлых лет, которые стали профессиональными музыкантами. Думаю, что нас ждет еще немало «открытий чудных», как сказал поэт!

Георгий Манкуни,
директор-главный редактор газеты «Отрадное. Вчера, сегодня, завтра»